A
A
A
  1. *
  2. *
  3. *
Текст с картинки:
 

ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 13 Автозаводского района»
Записаться на приём
Объявления

ОИА «Новости России» и редакция журнала «Экономическая политика России» формируют в сети интернет Общественный бизнес-лекторий субъектов Российской Федерации. Основная цель данной бесплатной площадки – провести долговременную серию рабочих дискуссий для внимания населения субъектов РФ и услышать мнения успешных руководителей региональных […]

»»

Руководствуясь задачей информационно содействовать ходу реализации приоритетных проектов в сфере здравоохранения, обозначенных Президентом РФ на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 марта 2017 года,  Главный интернет портал регионов России (РусРегионИнформ) и редакция журнала «Экономическая политика […]

»»

Нижегородское отделение Межрегионального общественного фонда помощи родственникам больных с инсультом «ОРБИ» проводит цикл лекций      «Школа помощи больным с  инсультом» 10.10.2012      1. Теория. Питание в больнице и дома                                         2. Практика. Как научиться уверенно сидеть.                         3. Вопросы и ответы Занятие проводят  […]

»»
Лечение в Израиле
»»
Все объявления
Если вы курите

ЗДОРОВАЯ РОССИЯ   №15-ФЗ от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» открыть    скачать   Приказ МЗ НО № 852 от 11.04.2014  «О запрете курения в учреждениях здравоохранения НО» открыть     […]

»»

К вопросу преподавания учебной дисциплины Медицинская реабилитация в НижГМА


 dmitrochenkov53@gmail.com 14.11.2014

16250

К вопросу преподавания учебной дисциплины «Медицинская

реабилитация» в Нижегородской государственной медицинской

академии

А.В. Разумовский, А.В. Дмитроченков, В.Г. Лютиков, Е.С. Шитова

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Дмитроченков Александр Валентиновичemail: dmitrochenkov53@gmail.com

 

Развитие системы эффективной медицинской реабилитации с учётом сегодняшнего уровня общественного здоровья без сомнения можно отнести к числу важнейших медико-социальных задач современного отечественного здравоохранения.

Медицинская реабилитация комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо систем организма, поддержание его функций в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество [1].

К основным принципам медицинской реабилитации относится раннее начало мероприятий по реабилитации, её этапность, преемственность и непрерывность. Создание этапной реабилитационной помощи позволяет сократить количество дней временной нетрудоспособности в 2,3-3 раза, уменьшить потребность в госпитализации в 2,4 раза, сократить расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6-3 раза, уменьшить выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1,8-2,6 раза, снизить ущерб производству в связи с временной утратой трудоспобности рабочих и служащих в 2-3 раза [2].

Медицинская реабилитация включает в себя:

а) оценку (диагностику) клинического состояния пациента; факторов риска проведения реабилитационных мероприятий; факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий; морфологических параметров; функциональных резервов организма; состояния высших психических функций и эмоциональной сферы; нарушений бытовых и профессиональных навыков; ограничения активности и участия в значимых для пациента событиях частной и общественной жизни; факторов окружающей среды, влияющих на исход реабилитационного процесса;

б) формирование цели проведения реабилитационных мероприятий, формирование программы реабилитации, комплексное применение лекарственной и немедикаментозной (технологий физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, лечебного и профилактического питания, мануальной терапии, психотерапии, рефлексотерапии и методов с применением природных лечебных факторов) терапии, а также средств, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента и (или) функциональные возможности пациента к окружающей среде, в том числе посредством использования средств передвижения, протезирования и ортезирования;

в) оценку эффективности реабилитационных мероприятий и прогноз.

Медицинская реабилитация осуществляется в зависимости от тяжести состояния пациента в три этапа:

а) первый этап медицинской реабилитации осуществляется в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) и отсутствии противопоказаний к методам реабилитации;

б) второй этап медицинской реабилитации осуществляется в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения в стационарных условиях медицинских организаций (реабилитационных центрах, отделениях реабилитации);

в) третий этап медицинской реабилитации осуществляется в ранний и поздний реабилитационный периоды, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения в отделениях (кабинетах) реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии, психотерапии, медицинской психологии, кабинетах логопеда (учителя-дефектолога), специалистов по профилю оказываемой помощи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также выездными бригадами на дому (медицинская реабилитация на третьем этапе осуществляется пациентам, независимым в повседневной жизни при осуществлении самообслуживания, общения и самостоятельного перемещения (или с дополнительными средствами опоры), при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) [3].

Необходимость решения задач в развитии медицинской реабилитации в области подготовки кадров вызвала введение новой должности «врач по медицинской реабилитации» в номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием учреждений здравоохранения [4]. Врач по медицинской реабилитации – это высококвалифицированный специалист, прошедший подготовку на специализированном цикле обучения, хорошо знающий проблемы реабилитации, компетентный в специфических методах реабилитации, владеющий основами педагогики, психологами, правовыми знаниями, который в состоянии определить пациенту программу реабилитации и обеспечить ее реализацию.

Основной целью подготовки квалифицированного врача по медицинской реабилитации является воспитание профессионального реабилитационного мышления, что вытекает из сути реабилитационного процесса – активное и избирательное содействие саногенетическим механизмам организма. Профессиональное реабилитационное мышление предполагает:

а) знание фундаментальных закономерностей, механизмов и условий выздоровления и сохранения здоровья;

б) выработку навыков специализированного анализа и синтеза этиопатогенетических особенностей того или иного патологического процесса;

в) овладение понятийным инструментарием и профессиональной терминологией;

г) выработку первичных навыков и стереотипов врачебных действий по разработке реабилитационных и профилактических программ;

д) знание реабилитационных методик и приемов для моделирования реабилитационно-профилактического процесса.

Врач по медицинской реабилитации должен уметь подобрать многофункциональные методы содействия процессу саногенеза разного уровня и профиля. От достаточности и правильности выбора будет зависеть эффект реабилитации. Для правильного подбора методов следует:

— определить состояние пациента (этиопатогенетические механизмы) и состояние окружающей макро- и микросреды;

— оценить структурно-функциональные возможности организма пациента для процесса реабилитации (саногенетические механизмы);

— определить стратегию и тактику, цели и методы, их последова-тельность и комплексность в процессе реабилитации;

— определить и создать необходимые условия для успешной реаби-литации;

— организовать эффективный поэтапный контроль за результатами.

Врач по медицинской реабилитации должен владеть базовыми знаниями анатомии человека, нормальной и патологической физиологии, гигиены и санитарии, психологии, социологии и права. Кроме того, он должен знать лечебно-диагностические основы клинических дисциплин (терапии, хирургии, психиатрии), базовые диагностические принципы, методы функциональной диагностики и восстановительной медицины (ЛФК, физио- и бальнеотерапию, фито- и медикаментозную терапию, психотерапию и др.).

Обучение студентов в медицинских ВУЗах по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения не включало дисциплину «Медицинская реабилитация». Вопросы реабилитации рассматривались в клинических дисциплинах и включали принципы медикаментозной терапии и вопросы диспансеризации по нозоспецифическому принципу. При этом основные аспекты реабилитологии (комплексность, непрерывность, последовательность, своевременность, доступность, преемственность, этапность, информированность, индивидуализация) не были отражены в программах и опускались в учебном процессе.

На современном этапе развития отечественного здравоохранения медицинские работники должны чётко представлять содержание реабилитационного процесса, его цели  задачи, алгоритм планирования, организации и оценки эффективности. Поэтому закономерным является включение в федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения высшего медицинского образования такой учебной дисциплины как «Медицинская реабилитация».

Одной из особенностей реформирования высшего профессионального обучения является переход от устаревших подходов к образовательному процессу к современным, позволяющим более четко отрабатывать межпредметные связи, совмещать в обучении однонаправленные учебные дисциплины и упорядоченно формировать знания, умения и навыки именно по компетентностному принципу.

Введение в 3-й Федеральный Государственный образовательный стандарт новой дисциплины – «Медицинская реабилитация» коренным образом меняет подход к преподаванию студентам медицинских ВУЗов не только таких дисциплин как физиотерапия и лечебная физкультура, но и практически большинства клинических дисциплин. Впервые в программу обучения студентов введена дисциплина, которая интегрирует вопросы реабилитации пациентов практически при всех существующих патологиях.

Базовая часть примерного учебного плана по специальности 060101 – «Лечебное дело», рекомендованного учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию, включает дисциплину «Медицинская реабилитация» в объеме 108 часов в VII семестре [5,6]. Анализ ФГОС врачебных специальностей показывает, что данная дисциплина участвует в формировании не менее трех общекультурных и шести профессиональных врачебных компетенций.

Рассматривая роль и место дисциплины в структуре основной образовательной программы в соответствии с рекомендованным планом, следует обратить внимание на тот факт, что предшествующими клиническими дисциплинами являются только «Общая хирургия» и «Пропедевтика внутренних болезней», изучаемые в 5-6 семестрах, что явно недостаточно для освоения компетенций по медицинской реабилитации. Такие же дисциплины как «Неврология», «Факультетская терапия», «Факультетская хирургия» изучаются параллельно с «Медицинской реабилитацией». Но именно на этих клинических дисциплинах студенты приобретают знания, умения и владения по диагностике, лечению и ведению пациентов по основным заболеваниям этого профиля, которые им необходимы на медицинской реабилитации [7].

Целевой установкой обучения студентов врачебных специальностей медицинской реабилитации является подготовка высококвалифицированных специалистов для медицинских организаций различных типов, владеющих современными средствами и методами реабилитации для сохранения здоровья населения всех возрастных групп.

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся для реализации компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе по дисциплине активных и интерактивных форм проведения занятий. С этой целью предусмотрено решение ситуационных задач методами деловой игры, дискуссии, мозгового штурма, моделированием конкретных ситуаций – реабилитационных программ для различных категорий пациентов, с которыми студенты сталкиваются в клинике и предлагаемых к обсуждению преподавателем, в сочетании с дискуссионными обсуждениями домашнего задания на основе самостоятельного изучения студентами дополнительной литературы и ресурсов Интернет, а также итогов самостоятельной работы студентов с использованием методологии критического мышления.

Освоение практических умений предусмотрено на симуляторах, фантомах и муляжах, а также в медицинских организациях соответствующего профиля при получении информированного согласия пациентов.

В соответствии с Порядком организации медицинской реабилитации и рекомендованными учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию учебными планами по специальностям 060101 – «Лечебное дело», 060103 – «Педиатрия» и 060201 – «Стоматология», нами  разработаны и предложены к обучению студентов Нижегородской государственной медицинской академии программы дисциплины «Медицинская реабилитация», состоящие из трех модулей.

Модуль 1. Теоретические основы медицинской реабилитации. Включает в себя освоение общих вопросов и основных понятий медицинской реабилитации, организационно-методические аспекты организации реабилитационной службы, общую характеристику методов и средств медицинской реабилитации, основные подходы к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, планирование реабилитационного процесса и оценка его эффективности на  этапах реабилитации.

Модуль 2. Основы физиотерапии, посвящен общей характеристике факторов электромагнитной, механической и термической природы и их лечебного применения в системе медицинской реабилитации.

Модуль 3. Частные вопросы медицинской реабилитации, в который включены такие темы, как: методы и средства реабилитации больных с патологией сердечно-сосудистой системы применительно к наиболее социально-значимым нозологиям, реабилитация больных с поражением центральных отделов нервной системы, с заболеваниями опорно-двигатель-ного аппарата и последствиями травм,  хирургического профиля и др.

В целях полноценного приобретения знаний, умений и владений в рамках освоения компетенций по Модулю 3 необходимо, чтобы студенты специальности «Лечебное дело» осваивали такие дисциплины как «Неврология», «Факультетская терапия», «Факультетская хирургия» в качестве предшествующих изучению «Медицинской реабилитации», что говорит о необходимости внесения изменений в примерный учебный план специальности – «Лечебное дело» и перенос дисциплины «Медицинская реабилитация» на старшие курсы.

Для специальности 060103 – «Педиатрия» обучение по дисциплине предусмотрено в VIII и IX семестрах и включает также 108 учебных часов, в том числе 20 часов лекций, 50 часов практических занятий и 2 часа –  сдача зачета, что позволяет частично избежать тех проблем, которые могут возникнуть на лечебном факультете.

Для специальности 060201 – «Стоматология» обучение по дисциплине предусмотрено в VI семестре и включает 72 учебных часа, в том числе 14 часов лекций и 34 часа практических занятий.

Содержание программы обучения, интегрирующее общие аспекты реабилитологии, патогенетическое обоснование места немедикаментозных методик, вопросы планирования и оценки эффективности программ комплексной реабилитации больных с различной патологией, а не только применения отдельных методик при отдельных заболеваниях, предполагает участие в образовательном процессе знающих и опытных специалистов.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 года № 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

3. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 года № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации».

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03. 2012 г. № 302н «О внесении изменений в номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 г. № 801н».

5. Примерная программа дисциплины «Медицинская реабилитация» Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития. –  М., 2010.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101 – «Лечебное дело», утвержденный Приказом Минобрнауки России от 08.11.2010 г. № 1118.

7. Лапик С.В., Сагадеева Е.М. Роль и место дисциплины «Медицинская реабилитация» в структуре основной образовательной программы медицинского вуза// Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конф. /гл. ред. С. Ю. Никулина. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2014. – С. 57-59.

 

© ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 13 Автозаводского района» Блог
На главную Написать письмо Карта сайта