Приложение № 1

к приказу

Положение

об антикоррупционной политике

ГБУЗ НО «ГКБ № 13 Автозаводского района»

 

  1. Общие положения
  2. Антикоррупционная политика ГБУЗ НО «ГКБ № 13 Автозаводского района» представляет собой комплекс закрепленных в настоящем Положении взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности ГБУЗ НО «ГКБ № 13 Автозаводского района» (далее – МО).
  3. Настоящее Положение основано на нормах Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
    № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[1], Закона Нижегородской области от 7 марта 2008 г. № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» и разработано с учетом Методических рекомендаций по принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Устава МО и других локальных актов МО.
  4. Целями антикоррупционной политики МО являются:

обеспечение соответствия деятельности МО требованиям антикоррупционного законодательства;

минимизация рисков вовлечения МО и его работников в коррупционную деятельность;

формирование единого подхода к организации работы по предупреждению коррупции в МО;

формирование у работников МО нетерпимости к коррупционному поведению.

  1. Задачами антикоррупционной политики МО являются:

определение должностных лиц МО, ответственных за реализацию антикоррупционной политики МО;

информирование работников МО о нормативном правовом обеспечении работы по предупреждению коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов работы по предупреждению коррупции в МО;

разработка и реализация мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в МО;

закрепление ответственности работников МО за несоблюдение требований антикоррупционной политики МО.

  1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;

взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;

коммерческий подкуп – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию);

противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;

предупреждение коррупции – деятельность МО, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами и обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений;

работник МО – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с МО;

контрагент МО – юридическое или физическое лицо, с которым МО вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений;

конфликт интересов[2] – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника МО (представителя МО), замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им трудовых (должностных) обязанностей (осуществление полномочий);

личная заинтересованность – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) работником МО и (или) лицами, состоящими с ним в близком родстве или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми работник МО и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

 

  1. Область применения настоящего Положения и круг лиц, на которых распространяется его действие
  2. Настоящее Положение распространяется на главного врача МО и работников МО вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
  3. Нормы настоящего Положения могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми МО вступает в договорные отношения, в случае, если это закреплено в договорах, заключаемых МОм с такими лицами.

 

III. Основные принципы антикоррупционной политики МО

  1. Антикоррупционная политика МО основывается на следующих основных принципах:

1) принцип соответствия антикоррупционной политики МО законодательству Российской Федерации и общепринятым нормам права.

Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству о противодействии коррупции и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Нижегородской области, действие которых распространяется на МО;

2) принцип личного примера руководства.

Ключевая роль главного врача МО в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции в МО;

3) принцип вовлеченности работников.

Информированность работников МО о положениях антикоррупционного законодательства, обеспечение их активного участия в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;

4) принцип соразмерности антикоррупционных процедур коррупционным рискам.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения главного врача МО, работников МО в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности МО коррупционных рисков;

5) принцип эффективности антикоррупционных процедур.

Реализация антикоррупционных мероприятий в МО оптимальными способами, имеющими низкую стоимость и приносящими требуемый (достаточный) результат;

6) принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для главного врача МО и работников МО вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых (должностных) обязанностей, а также персональная ответственность главного врача МО за реализацию антикоррупционной политики МО;

7) принцип открытости хозяйственной и иной деятельности.

Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в МО антикоррупционных стандартах и процедурах;

8) принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

 

  1. Должностные лица МО, ответственные за реализацию антикоррупционной политики МО
  2. Главный врач МО является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в МО.
  3. Главный врач МО, исходя из стоящих перед МО задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры МО, назначает состав комиссии по противодействию коррупции, ответственных за реализацию антикоррупционной политики МО в пределах их полномочий.
  4. Основные обязанности комиссии по противодействию коррупции за реализацию антикоррупционной политики МО:

подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам предупреждения коррупции в МО;

подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в МО;

разработка и представление на утверждение главному врачу МО проектов локальных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции в МО;

проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, совершенных работниками МО;

организация проведения оценки коррупционных рисков;

прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников МО к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками МО или иными лицами;

организация работы по рассмотрению уведомлений о конфликте интересов (о возможности возникновения конфликта интересов);

оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими проверок деятельности МО по вопросам предупреждения коррупции;

оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений и преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции в МО и индивидуального консультирования работников МО;

индивидуальное консультирование работников МО;

участие в организации антикоррупционной пропаганды;

ежегодное проведение оценки результатов работы по предупреждению коррупции в МО и подготовка соответствующих отчетных материалов для главного врача МО.

 

  1. Обязанности главного врача МО и работников МО по предупреждению коррупции
  2. Работники МО знакомятся с настоящим Положением под роспись.
  3. Соблюдение работником МО требований настоящего Положения учитывается при оценке деловых качеств работника, в том числе в случае назначения его на вышестоящую должность, при решении иных кадровых вопросов.
  4. Главный врач МО и работники МО вне зависимости от должности и стажа работы в МО в связи с исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей в соответствии с трудовым договором должны:

руководствоваться требованиями настоящего Положения и неукоснительно соблюдать принципы антикоррупционной политики МО;

воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений, в том числе в интересах или от имени МО;

воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения, в том числе в интересах или от имени МО.

  1. Работник МО вне зависимости от должности и стажа работы в МО в связи с исполнением им трудовых (должностных) обязанностей в соответствии с трудовым договором должен:

незамедлительно информировать главного врача МО и своего непосредственного руководителя о случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

незамедлительно информировать главного врача МО и своего непосредственного руководителя о ставших известными ему случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками МО;

незамедлительно сообщить главному врачу МО и своему непосредственному главному врачу о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения.

  1. Перечень мероприятий по предупреждению коррупции, реализуемых МО
Направление Мероприятие
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов — разработка и принятие локальных актов МО в сфере противодействия коррупции;

— введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью МО, положений о соблюдении антикоррупционных стандартов (антикоррупционной оговорки)

— введение в трудовые договоры работников МО антикоррупционных положений, а также в должностные инструкции обязанностей работников МО, связанных с предупреждением коррупции.

Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур — введение процедуры информирования работником МО главного врача МО и своего непосредственного руководителя о случаях склонения его к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;

— введение процедуры информирования работником МО главного врача МО и своего непосредственного руководителя о ставшей известной работнику МО информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками МО, контрагентами МО или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений;

— введение процедуры информирования работником МО главного врача МО и своего непосредственного руководителя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;

— введение процедур защиты работников МО, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности МО.

Обучение и информирование работников МО — ознакомление работников МО под роспись с локальными актами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в МО, при приеме на работу, а также при принятии локального акта;

— проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

— организация индивидуального консультирования работников МО по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур, исполнения обязанностей.

Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита МО требованиям антикоррупционной политики организации — осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;

— осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета;

— осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам.

Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

 

 

 

VII. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами МО

  1. Работа по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами МО проводится в МО по следующим направлениям:

1) установление и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми контрагентами МО, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении хозяйственной деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах;

2) внедрение специальных процедур проверки контрагентов МО в целях снижения риска вовлечения МО в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами МО (сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах МО: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участии в коррупционных правонарушениях и т.п.);

3) распространение на контрагентов МО применяемых в МО программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции;

4) включение в договоры, заключаемые с контрагентами МО, положений о соблюдении антикоррупционных стандартов (антикоррупционной оговорки);

5) размещение на официальном сайте МО информации о мерах по предупреждению коррупции, принимаемых в МО.

 

VIII. Оценка коррупционных рисков

  1. Целью оценки коррупционных рисков в деятельности МО является определение конкретных работ, услуг и форм деятельности, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками МО коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды МО.
  2. В МО устанавливается следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:

выделение «критических точек» – определяются работы, услуги, формы деятельности, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;

составление описания возможных коррупционных правонарушений для каждого вида работы, услуги, формы деятельности, реализация которых связана с коррупционным риском;

подготовка «карты коррупционных рисков МО»– сводного описания «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений;

определение перечня должностей в МО, связанных с высоким уровнем коррупционного риска;

разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

  1. Перечень должностей в МО, связанных с высоким уровнем коррупционного риска, включает в себя:

должность главного врача МО; должность главного бухгалтера МО; должность юриста МО; должности заместителей главного врача, заведующих отделений, руководителей подразделений, начальников служб и отделов, главная медицинская сестра и старшие медицинские сестры отделений.

  1. Карта коррупционных рисков МО включает следующие «критические точки»:

все виды платных услуг, оказываемых МО;

хозяйственно-закупочная деятельность, распоряжение всеми видов активов МО;

бухгалтерская деятельность;

процессы, связанные с движением кадров в МО (прием на работу, повышение в должности и т.д.);

распоряжение служебной информацией МО;

принятие управленческих решений.

 

  1. Подарки и представительские расходы
  2. Подарки и представительские расходы, в том числе на деловое гостеприимство, которые работники МО от имени МО могут использовать для дарения другим лицам и организациям, либо которые работники МО в связи с их трудовой деятельностью в МО могут получать от других лиц и организаций, должны соответствовать совокупности указанных ниже критериев[3]:

— быть прямо связанными с целями деятельности МО;

— быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши;

— не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;

— не создавать репутационного риска для МО, работников МО и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;

— не противоречить нормам действующего законодательства, принципам и требованиям настоящего Положения, другим локальным актам МО.

  1. Подарки в виде сувенирной продукции (продукции невысокой стоимости) с символикой МО, предоставляемые на выставках, презентациях, иных мероприятиях, в которых официально участвует МО, допускаются и рассматриваются в качестве имиджевых материалов.
  2. Не допускаются подарки от имени МО, работников МО и его представителей третьим лицам в виде денежных средств, наличных или безналичных, в любой валюте.

 

 

 

 

 

 

  1. Антикоррупционное просвещение работников МО
  2. Антикоррупционное просвещение работников МО осуществляется в целях формирования антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к коррупционному поведению, повышения уровня правосознания и правовой культуры работников МО на плановой основе посредством антикоррупционного образования, антикоррупционного консультирования, самообразования.
  3. Антикоррупционное образование работников МО осуществляется за счет МО в форме подготовки (переподготовки) и повышения квалификации должностных лиц МО, ответственных за реализацию антикоррупционной политики МО.
  4. Антикоррупционное консультирование осуществляется в индивидуальном порядке должностными лицами МО, ответственными за реализацию антикоррупционной политики МО. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции, в том числе по вопросам урегулирования конфликта интересов, проводится в конфиденциальном порядке.
  5. Антикоррупционное самообразование осуществляется в формах самостоятельного изучения работниками профильных информационных материалов, участия в соответствующих семинарах, круглых столах и иных мероприятиях, организуемых МОм или иными организациями.

 

  1. Внутренний контроль и аудит
  2. Система внутреннего контроля и аудита МО способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности МО.
  3. Задачами внутреннего контроля и аудита в целях реализации мер предупреждения коррупции являются обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности МО и обеспечение соответствия деятельности МО требованиям нормативных правовых актов и локальных актов МО.
  4. Для реализации мер предупреждения коррупции в МО осуществляются следующие мероприятия внутреннего контроля и аудита:

– проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;

– контроль документирования операций хозяйственной деятельности МО;

– проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

  1. Проверка соблюдения организационных процедур и правил деятельности, значимых с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции, охватывает как специальные антикоррупционные правила и процедуры, перечисленные в разделе VI настоящего Положения, так и иные правила, и процедуры, представленные в Кодексе этики и служебного поведения работников МО.
  2. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности МО прежде всего связан с обязанностью ведения МОм финансовой (бухгалтерской) отчетности и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений:

— составление неофициальной отчетности, использование поддельных документов, запись несуществующих расходов, отсутствие первичных учетных документов, исправления в документах и отчетности, уничтожение документов и отчетности ранее установленного срока и т. д.

  1. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений с учетом обстоятельств – индикаторов неправомерных действий: оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения; предоставление подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ работникам МО, работникам аффилированных лиц и контрагентов; выплата посреднику или контрагенту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для МО или плату для данного вида услуг; закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных цен; сомнительные платежи наличными денежными средствами.

 

XII. Сотрудничество с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), правоохранительными органами
в сфере противодействия коррупции

  1. МО принимает на себя обязательство сообщать в правоохранительные органы обо всех случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Учреждению стало известно. Обязанность по сообщению в правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно Учреждению, закрепляется за должностным лицом МО, ответственным за реализацию антикоррупционной политики МО.
  2. МО принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении работников МО, сообщивших в органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) и правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых (должностных) обязанностей информации о подготовке к совершению или совершении коррупционного правонарушения.
  3. Сотрудничество с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительными органами осуществляется в форме:

оказания содействия уполномоченным представителям органов государственного контроля (надзора) и правоохранительных органов при проведении ими контрольно-надзорных мероприятий в МО по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

  1. Главный врач МО и работники МО оказывают поддержку правоохранительным органам в выявлении и расследовании фактов коррупции, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащих данные о коррупционных правонарушениях.
  2. Главный врач МО и работники МО не должны допускать вмешательства в деятельность должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительных органов.

XIII. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Положения и нарушение антикоррупционного законодательства

  1. Все работники МО должны руководствоваться настоящим Положением и неукоснительно соблюдать закрепленные в нем принципы и требования.
  2. Руководители структурных подразделений МО являются ответственными за обеспечение контроля за соблюдением требований настоящего Положения своими подчиненными.
  3. Лица, виновные в нарушении требований антикоррупционного законодательства, несут ответственность в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

 

XIV. Порядок пересмотра настоящего Положения и внесения в него изменений

  1. МО осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики МО.
  2. Секретарь комиссии по противодействию коррупции, ежегодно готовит отчет о реализации мер по предупреждению коррупции в МО, представляет его главному врачу МО. На основании указанного отчета в настоящее Положение могут быть внесены изменения.
  3. Пересмотр настоящего Положения может проводиться в случае внесения изменений в трудовое законодательство, законодательство о противодействии коррупции, а также в случае изменения организационно-правовой формы или организационно-штатной структуры МО.

 

[1] При необходимости, исходя из вида учреждения, указывается Федеральный закон от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[2] Федеральные законы, регулирующие отношения, которые возникают в определенной сфере, например, в сфере образования, в сфере охраны здоровья граждан (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), содержат понятие конфликта интересов с учетом особенностей сферы общественных отношений, которые они регулируют.

[3] В отношении дарения подарков работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и (или) родственниками этих граждан, действует норма, закрепленная пунктом 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации